Призрачные звуки, таинственный шепот, доносящийся из бездн пустоты. И возвращение на Землю, такую хрупкую и родную, на этот маленький голубой шарик, затерянный где-то в просторах необъятной Вселенной. Все это музыка Jonn Serrie - музыка поэта и мечтателя, романтика и мыслителя.
Началась его карьера, между прочим, не так уж давно: свой дебютный альбом «And the Stars Go With You» («И звезды последуют
…
Читать всё
Призрачные звуки, таинственный шепот, доносящийся из бездн пустоты. И возвращение на Землю, такую хрупкую и родную, на этот маленький голубой шарик, затерянный где-то в просторах необъятной Вселенной. Все это музыка Jonn Serrie - музыка поэта и мечтателя, романтика и мыслителя.
Началась его карьера, между прочим, не так уж давно: свой дебютный альбом «And the Stars Go With You» («И звезды последуют за тобой») Jonn Serrie выпустил в 1987 году. И сказать, что этот альбом «имел большой успех» или, например, «стал событием в мире new age музыки» - это значит не сказать ровным счетом ничего. Дебютный альбом Jonn Serrie совершил настоящий переворот в new age, space ambient и berlin school музыке! Его космические синтезаторные звуки, гармонии, богатство мелодий, их глубина были совершенно новы и необычны. Альбом «And the Stars Go With You» стал настоящей классикой жанра. Создан же он был для обучающей программы NASA «The Teacher In Space» («Учитель в Космосе»). Jonn Serrie посвятил свой альбом первым покорителям Космоса, погибшим при осуществлении своей героической миссии. Его музыка была исполнена на специальном шоу, посвященном закладке первого камня планетария в местечке Кристо Макалуф.
Вообще, с планетариями Jonn Serrie связывает очень многое. У него есть два альбома из серии «Planetary Chronicles» («Планетарные хроники»), выпущенные в 1992 и 1994 годах и предназначавшиеся специально для сопровождения разнообразных представлений, проводимых в планетариях. Кроме того, у него есть проект, где его музыка, соединенная с видеорядом маститой компании «Lucasfilm», используется сотнями крупнейших планетариев по всему миру от Лондона и Мюнхена до Севильи и Сан-Диего.
Но вернемся ненадолго в юные годы Jonn Serrie’а. Родился и вырос он на Восточном побережье, в штате Коннектикут, по-существу, в американской глубинке. С детства у него было два самых больших увлечения - музыка и авиация. И хотя мальчик начал играть на пианино в девять лет, а впоследствии даже был органистом в местной церкви, его манило небо. Jonn Serrie’а привлекала карьера летчика-истребителя. Но выбор был сделан все-таки в пользу музыки. Тяга же к небесам, самолетам стала проявляться в музыке Jonn Serrie и уже не покидала его никогда. А началась его сольная карьера тогда, когда музыкант стал работать демонстратором новых технологий разнообразных клавишных для американских лабораторий электронной музыки (Electronic Music Laboratories).
Он в совершенстве овладел электронными инструментами и активно использовал все новые технологические решения в своей музыке. За свою сольную карьеру Jonn Serrie создал девять альбомов. Все они очень разные, в каждом есть что-то свое, неповторимое. «Я связал воедино все, что знал о космосе, полетах, религии, философии и музыке, для того, чтобы помочь людям в их пути внутрь себя», - так говорит о своем творчестве сам Jonn Serrie. «Попутешествуем» теперь чуть-чуть по его альбомам.
Два года спустя после дебютного «And the Stars Go With You» вышел следующий альбом Jonn Serrie «Flightpath» («Траектория полета»). Это был очень новаторский проект. В звучании «Flightpath» много специфических «самолетных» звуков, разнообразных акустических эффектов. За этой работой в 1990 году последовал совсем другой по стилистике и настроению, очень романтический альбом «Tingri». Его чувственная, сентиментальная музыка переносит слушателя в загадочный Тибет. При этом она отличается особенной чистотой и строгостью мелодического рисунка. В промежутке между выходом нескольких специфических «Планетарных хроник», в звучании которых уже всецело властвовал беспредельный Космос, в 1993 Jonn Serrie записал альбом «Midsummer Century» («Век летнего солнцестояния»), который можно назвать гимном не только бесконечному Космосу, но и бесконечной любви. Вообще, космичность звучания, особая протяженность, широта музыки - это то, что отличает любое произведение Jonn Serrie. И его музыка всегда узнаваема, какой бы разной она ни была, в какой бы области ни стремился выразить себя исполнитель.
Но продолжим наш путь. В 1995 году Jonn Serrie записал исключительно нежный, наполненный загадочными звуками и тончайшими отголосками альбом «Ixlandia» («Иксландия»). Его можно назвать родным братом «Midsummer Century».
На следующем проекте стоит остановиться чуть-чуть поподробнее. Дело в том, что в 1997 году музыкант записал альбом «Upon a Midnight Clear» («Под ночною чистотой»), который представлял собой подборку популярных новогодних мелодий в переложении Jonn Serrie. Многие из читающих эти строки наверняка слышали (а может, и не раз) разнообразные обработки таких популярных мелодий, как «The Holly And The Ivy» или, например, «Little Drummer Boy». Я думаю, послушав новогодний альбом Jonn Serrie вы будете удивлены. В его исполнении известные темы изменились. Они стали космичны, в них появилось новое качество - человеческого Универсума, Общего Дома. Слушая «The First Noel» или уже упомянутую «The Holly And The Ivy», возникает чувство, как будто ты выходишь в ясную, зимнюю ночь из теплого дома и вот уже перед тобой разверзнутое небо, где мириадами огоньков зияют бесчисленные звезды. И ты просто ощущаешь себя частью целого, частью Космоса, частью Универсума. И все это происходит благодаря соединяющей в себе холод Космоса и тепло матери-Земли синтезаторной музыке Jonn Serrie. Трудно даже заранее представить, что альбом с рождественскими мелодиями (в общем-то, часто выпускаемая, стандартная, можно сказать, «проходная» музыка) может так звучать!
И теперь мы подошли к самой последней работе Jonn Serrie. Это альбом «Spirit Keepers» («Хранители духа»), появившийся на свет в прошлом году. Он тоже удивляет. Его можно назвать опытами в жанре ambient, хотя это и не совсем верно. На альбоме Jonn Serrie сплавил воедино new age, space music и ambient с folk музыкой коренных американцев. Сейчас этим никого не удивишь: использовать индейскую музыку или, по крайней мере, отдельные ее элементы стало очень модно. Причем это происходит в самых разных жанрах, не обязательно в new age. (Но, кстати, именно в new age в последнее время появилось много проектов с использованием индейских мотивов.) Впрочем, «Spirit Keepers» не стал неким откровением или чем-то совсем уж нетрадиционным - его достоинства в другом. Jonn Serrie все сделал очень по-своему. Синтезаторами он трансформировал мелодии так, что «Spirit Keepers» можно назвать «музыкой космических индейцев» или музыкой духовных существ, пришедших на Землю откуда-то из глубин Космоса, из других миров и оставшихся здесь. Мы слышим в этих мелодиях голос древней прародины человечества, и память о ней не дает нам уснуть, подобно эльфам из трилогии Толкиена «Властелин колец», - хочется смотреть и смотреть со светлой грустью вдаль, в бескрайнее небо с надеждой увидеть ту самую звезду…
Вернемся от поэзии к особенностям музыки «Spirit Keepers», тем более, что она исходит в Космос от самых корней, потаенных глубин матери-Земли. Хочу сказать здесь, что у Jonn Serrie были отличные помощники - коренные индейцы, сыгравшие партии на живых инструментах. Это декламатор, флейтист и перкуссионист «Зимний Ястреб» Джон Джонсон (), а также вокалист и перкуссионист «Голубой Волк» Том Гудман (). В звучании альбома ощущается некая гипнотичность, наверное, потому, что «Зимний Ястреб» у себя в племени creek, что проживают в Алабаме, всего-навсего «обыкновенный» шаман и духовный лидер, а «Голубой Волк» - народный сказитель и учитель индейских обычаев. Надо сказать, что встреча с этими людьми произошла в 1996 году, когда Jonn Serrie отправился в долину Nacoochee, чтобы записать там природные звуки. Еще одной особенностью музыки «Spirit Keepers» стала обнаженность и чистота первобытного человека, стоящего лицом к лицу перед силами Природы. Такой вот он - всегда непредсказуемый в своем творчестве Jonn Serrie.
Но если мы остановимся только на его альбомах, то не сможем почувствовать всю многогранность его таланта. Jonn Serrie известен не только своими аудиопроектами. Он создал музыку к пяти видеофильмам, выпущенным студией «Miramar». Кстати, и все его аудиоальбомы вышли именно на этой студии. Музыка Jonn Serrie - это не обычное сопровождение к видеоряду, а полноправный участник действа. Открою вам секрет: именно студия «Miramar» стала пионером в новой области, соединив в своих видеоработах музыку и фантастику, компьютерные космические миры и красоту живой природы. «Miramar» совершил качественный прорыв: музыка стала больше, чем музыкой, а видео - больше, чем видео; привычные жанры начали трансформироваться в нечто совершенно новое. И во многом это произошло благодаря творчеству музыканта-пионера Jonn Serrie.
У этого неутомимого исследователя музыки были и другие интересные проекты. В послужном списке Jonn Serrie есть совместная работа со знаменитым актером Дэвидом Керродайном (David Carradine). Они вместе создали обучающий видеофильм, рассказывающий о Тай-цзы цзюань - китайской системе духовного и физического самосовершенствования. К тому же Дэвид Керродайн сам стал продюсером данного проекта.
Остается добавить, что музыка Jonn Serrie «востребуема», она пользуется огромной популярностью во всем мире. , - «скромно» говорит о своем творчестве сам музыкант. И если вам никогда не доводилось слышать музыку Jonn Serrie, вас ждет много открытий. С такими людьми, как Jonn Serrie, этот мир становится более своим, более понятным и в то же время удивительным, и в этом мире очень уютно и хорошо, здесь просто хочется жить!
Свернуть